Falsuri recente
Фейковые новости о якобы боевых вертолётах, ввезённых в Молдову, набрали большую популярность и вызвали массу споров. Помимо телеграм-каналов и групп в «Фейсбуке», видео активно распространяют депутаты от Блока коммунистов и социалистов Богдан Цырдя и Александр Нестеровский. Журналист «СП» провёл своё расследование и лично посетил аэропорт, поговорил с таможенной службой, депутатами, а также узнал, что может грозить за распространение фейков.
Фейк внутри фейка: как «боевых» вертолётов стало 4
Первое видео о якобы боевых вертолётах, которые привезли из Украины в Молдову появилось 7 июля в «Фейсбуке». Его перепубликовали, в том числе, депутаты от Блока коммунистов и социалистов Богдан Цырдя и Александр Нестеровский и сопроводили видео своими комментариями.
Второе видео, также с двумя разобранными вертолётами, которых перевозят на большегрузах, появилось 11 июля в «Фейсбуке» портала "Рышканы-Сегодня".
Его переопубликовал депутат Богдан Цырдя в своём телеграм-канале с комментарием: «Транзит вооружения по территории Молдовы набирает обороты! Уже, как минимум, второй зафиксированный случай транспортировки боевых вертолетов».
Сравнив оба видео, мы заметили, что это одни и те же машины, которые перевозят одни и те же вертолёты. Первое видео было сделано почти у самого аэропорта, второе сделано в районе Рышкан. Номера у машин одинаковые. Также одинаково выглядят и обмотанные тканью вертолёты.
Сравнение вертолётов в одном коллаже. Стопкадр видео
Номера у машины тоже одинаковые — AA 1470 XT. Стопкадр видео
Ещё одно фото нам прислал читатель, который также утверждал, что вертолёты боевые, но как он это понял не объяснил. Фото сделано на объездной дороге в Бельцах, рядом с поворотом на Флорешты.
Что за вертолёты и почему их везли через Румынию
Журналист «СП» посетил аэропорт в Маркулештах и запечатлел вертолёты, которые показаны на видео. Всего их два: первый — Ка-32, второй — Ми-8Т.
Вертолёт Ми-8Т. На видео машина, на которой он располагался, ехала первой. Фото: Юрий Гагарин
Оба судна — гражданские и используются для тушения пожаров. В отличие от военных вертолётов, которые, как правило, зелёного или чёрного цвета, эти выкрашены в бело-красный.
Оба вертолёта принадлежат частной международной компании «Artic Group». В Маркулештах у них есть дочернее молдавское предприятие ООО «Artic Avia», которое занимается обслуживанием судов этой компании в Молдове. По словам Светланы Барладян, администратора ООО «Artic Avia», владелец принял решение вывезти вертолёты с территории Украины (из Киева) и отправить их на хранение в аэропорт Маркулешт. Но так как у них нет лётной годности, своим ходом прилететь они не смогли.
— Вертолёты вывезли из Киева, чтобы сохранить. Маршрут, по которому их доставили в Молдову через Румынию, определили в целях безопасности. На таможне решили, что он должен проехать именно так. Машины с двумя вертолётами перевезли в Ужгород (город на западе Украины), и там они оформлялись на таможне. Один из вертолётов, Ка-32, зарегистрирован в Молдове. Другой вертолёт, Ми-8Т, — в Украине. Эти вертолёты используются для тушения пожаров и никак не предназначены для боевых действий. Их привезли в разобранном виде, так как у них нет лётной годности, — рассказала Светлана Барладян.
Маршрут транспортировки гражданских вертолётов, которые вывезли из Украины в Молдову. Видео начинается с таможни в Костештах и далее указаны три локации, где очевидцы снимали вертолёты — круг перед Рышканами, Бельцы и дорога в Маркулештах.
Переоборудовать вертолёты в военные нельзя
Также мы решили узнать, можно ли технически сделать из этих гражданских судов боевые. Об этом мы поговорили с администратором аэропорта Маркулешт Николаем Кликичем. По его словам, в Молдове это сделать нереально.
— Эти вертолёты гражданские и находятся в гражданском регистре. Переделать их технически в Молдове просто невозможно. Для этого необходимы специализированные заводы, команда инженеров. Такого у нас в стране нет. Это не просто повесить пусковую систему. Там необходимы настолько колоссальные изменения, как практически сконструировать новый вертолёт, поэтому ни о каком переоборудовании под боевые не может идти и речи, — говорит Николай Кликич.
Говоря о публикациях о «боевых» вертолётах, которые распространяли депутаты, собеседник отметил, что не может давать оценку их действиям. Он добавил, что депутаты имеют право обратиться практически в любые службы и получить всю необходимую информацию об этих вертолётах.
В таможенной службе подтвердили, что вертолёты гражданские
Также за комментарием мы обратились в таможенную службу Молдовы. Нам ответили, что компания, подавшая декларацию для таможенной процедуры, завезла эти вертолеты через таможенный пункт в Костештах. Согласно сопроводительным документам, эти вертолеты были ввезены из Украины через Румынию в Молдову для хранения.
Также было приложено свидетельство о регистрации вертолетов, где указано, что они гражданские и предназначенные для тушения пожаров. В сертификате, выданном Управлением гражданской авиации РМ, прямо указано, что эти суда не подпадают под товары двойного назначения и не могут быть использованы в иных, кроме как гражданских целях.
В ведомстве добавили, что в соответствии с постановлением Правительства № 606/2002 о «Национальной системе контроля экспорта, реэкспорта, импорта и транзита стратегических товаров в РМ», военные самолеты относятся к категории товаров, подлежащих стратегическому контролю. Любые операции (транзит, экспорт и т. д.) с ними таможенная служба одобряет только после разрешения специализированной Межведомственной комиссии. Таким образом никаких перемещений военных судов на территорию Молдовы зарегистрировано не было.
Депутат Нестеровский: лично информацию я не проверял
Как рассказал депутат Александр Нестеровский, хотя информацию он не проверял и доказательств у него нет, он верит, что видео с «боевыми» вертолётами — правда.
— Откуда у вас информация, что вертолёты боевые?
— Я доверяю гражданам Молдовы. Публикацию я увидел в «Фейсбуке», от гражданина, который лично это снимал. И это была расширенная публикация.
— Вы лично проверили эту информацию?
— Лично я не проверил, так как гражданам Молдовы доверяю. Это был репост публикации, которая была в «Фейсбуке». Но уверен, что она правдива и ради интереса, как депутат я могу посетить любые объекты, я бы с удовольствием посетил Маркулешты. Думаю, [посещу] на этой неделе, раз эта тема приняла такой поворот. Посмотрел бы, если меня пустят, какие там вертолёты, какие ещё войска есть, потому что слухов о Маркулештах в последнее время очень много.
— Публикуя непроверенную информацию, особенно на фоне войны в Украине, не сеяте ли вы панику?
— Я уверен, что паники никакой нет и не будет. У нас граждане спокойные в Молдавии, не паникёры. У меня встречный вопрос, риторический — если бы там были боевые вертолёты или транспортированы войска из соседней страны мне, даже как депутату, правдиво бы об этом сказали? — ответил Александр Нестеровский.
Стоит отметить, что только публикация Нестеровского в «Фейсбуке» собрала больше полумиллиона просмотров и более 5 тыс. комментариев, многие из которых разжигают межнациональную рознь и предрекают, что из-за «военных» вертолётов по Молдове нанесут ракетные удары.
Депутатов можно санкционировать за фейки, но надо обратиться в суд
Эксперт неправительственной организации WatchDog Валерий Паша, который занимается анализом и оценкой политики в разных областях, рассказал, что в Молдове пока не был принят закон, который бы наказывал за распространение фейков в интернете. Однако если кто-то из сторон, которой нанесли вред фейками о якобы «боевых» вертолётах обратится в суд, возможно, санкционировать депутатов можно: как минимум, заставить их удалить публикацию и публично опровергнуть эту информацию.
— Хотя отдельного закона за распространение фейков в интернете нет, депутатов всё равно можно санкционировать. Однако для этого кто-то должен обратиться в суд. Это может быть частная компания, которой принадлежат вертолёты и которая в суде сможет доказать, что такими публикациями её имиджу нанесли ущерб. Это может быть сам аэропорт, таможенная служба или даже правительство. Для того, чтобы обратиться в суд, не нужно снимать с депутатов неприкосновенность, ведь это не уголовное дело, а административное.
Закон о фейках, который вышел недавно, не распространяется на онлайн. Если бы какое-то телевидение сделало такую новость с фейком, тогда Совет по телевидению и радио смог бы их санкционировать. В парламенте рассматривался вопрос о законе, который бы распространялся и на интернет, однако он недоработан и слишком абстрактный, и мы в том числе, рекомендовали пока его не принимать, — рассказал Валерий Паша.
Константин Хайретдинов
Материал опубликован при содействии регионального Бюро для Румынии и Республики Молдова Фонда Фридриха Наумана за свободу и при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Федеративной Республики Германия в рамках проекта «Развитие сотрудничества с гражданским обществом в странах Восточного партнерства и России». Выраженные мнения принадлежат исключительно авторам и не обязательно отражают мнения доноров.
Relevant
Comments 0