Свежие фейки
Депутат Блока коммунистов и социалистов (БКС) Богдан (Богдат) Цырдя заявил в прямом эфире в Telegram, что президент Майя Санду виновата в увеличении государственного долга Республики Молдова, поэтому страна находится на грани банкротства. Это манипулятивные утверждения. Государственный долг действительно вырос за последние годы, но и власти, и эксперты указывают, что глава государства не имеет никакого отношения к этому процессу. В подавляющем большинстве государств региона и европейских стран публичный/государственный долг по отношению к ВВП гораздо больше, чем в Республике Молдова.
«Майя Санду виновата в увеличении государственного долга»
В прямом эфире, размещенном 31 января в своем Telegram-канале, Богдан Цырдя представляет статистику эволюции государственного долга за последние годы и отмечает, что он вырос примерно на 36 миллиардов леев с конца 2020 года до 31 декабря 2023 года.
Депутат-социалист утверждает, что вину за накопление этого долга якобы несет президент Майя Санду, а Республика Молдова на грани банкротства: «Молдова погрязла в долгах. Декабрь 2020 года. Публичный долг Молдовы составлял 67 млрд. 821 млн. леев. Декабрь 2023 года – 104 млрд. 003 млн. леев. Декабрь 2024 года – он составит 125 млрд. 526 млн. леев. После прихода Санду к власти Молдова ежемесячно увеличивала госдолг на 1 млрд. леев. За три года ее правления собралось 36 млрд. леев. Сегодня мы на грани банкротства, а соросята (уничижительный термин, который Цырдя часто использует в адрес представителей нынешней власти – прим. ред.) пытаются выжать деньги из Кишинева, Гагаузии, местных властей, сцепились с Тирасполем....».
Цырдя путает термины
Богдан Цырдя неверно использует два термина - «публичный долг» и «государственный долг». Он говорит о «публичном долге», но цифры, которые он представляет, относятся только к государственному долгу. Следует уточнить, что публичный долг представляет собой совокупность государственного долга, долга административно-территориальных единиц, долга Национального банка Молдовы, публичных учреждений, полностью или частично финансируемых из государственного или местного бюджета, долга, вытекающего из внутренних и внешних займов государственных/муниципальных предприятий и коммерческих обществ с полным или мажоритарным государственным капиталом. А государственный долг включает договорные денежные текущие обязательства государства, подлежащие погашению, и причитающиеся и невыплаченные проценты, возникшие вследствие принятия на себя государством статуса дебитора либо поручителя согласно договорам, заключенным правительством от имени Республики Молдова через Министерство финансов, в национальной или иностранной валюте. Иначе говоря, публичный долг намного больше, и он включает и государственный долг.
Данные, которые публикует Цырдя верные, однако комментарии, которые он делает на основе этих цифр, - манипулятивные, как уточняют и органы государственной власти, и эксперты.
Президент Республики Молдова не обладает непосредственными полномочиями, связанными с управлением государственным долгом страны. «Согласно части (1) статьи 4 Закона №419/2006 о долге публичного сектора, государственных гарантиях и государственном рекредитовании, Правительство Республики Молдова несет ответственность за управление государственным долгом и государственными гарантиями», - прокомментировал для портала Stopfals.md министр финансов Петру Ротару.
Как отмечает министр, государственный долг вырос за последние годы из-за внешних шоков и перекрывающихся кризисов: «Увеличение государственного долга в течение последних лет обусловлено тем, что Республика Молдова столкнулась с рядом перекрывающихся кризисов: с одной стороны, гуманитарного кризиса, вызванного волной беженцев с Украины, которым национальным властям пришлось управлять в экстремальном режиме, а с другой стороны, экономического кризиса, обусловленного последствиями пандемии COVID-19, нарушением внешней торговли из-за войны, проблемами в области обеспечении энергетической безопасности, а также вследствие сильного инфляционного давления».
Государства, в которых государственный долг превышает ВВП
В то же время, министр финансов уточняет, что нынешний уровень государственного долга по отношению к ВВП (Внутреннему валовому продукту) в Республике Молдова меньше, чем во многих европейских государствах. В некоторых из них сальдо долга превышает ВВП. «Согласно методологии ЕС, уровень долга Республики Молдова находится на устойчивом уровне, ниже потолка в 60%, установленного Маастрихтским договором. Данные МВФ показывают, что в еврозоне госдолг к ВВП по состоянию на конец 2022 года достиг в среднем 82,9%. Например, в Греции госдолг составил 192,4%, в Португалии - 118,7%, в Испании - 102,2%, во Франции - 92,1%, в Албании - 66,4%, в Германии - 45,9%, в Венгрии - 76,6%, в Черногории - 69,5%, в Словакии - 66,4%, в Румынии – 47,6%, а в Республике Молдова составил 34,5%», - заявил Петру Ротару.
В свою очередь, директор программы «Экономическая политика» Центра «Expert-Grup» Марина Соловьева отмечает, что когда затрагивается тема эволюции публичного долга важно соотносить его с ВВП, а цифры показывают, что в последние годы это соотношение остается практически неизменным. «Это означает, что долг публичного сектора увеличился, но увеличился также размер экономики, соответственно, и способность государства обслуживать этот долг. Поэтому нельзя говорить, что последние годы характеризуются каким-либо стремительным ростом долга публичного сектора по сравнению с размером экономики», - пояснила экспертка.
Марина Соловьева отмечает, что уровень долга в 33-34% по отношению к ВВП в последние годы «не превышает установленные критические нормы и не выделяется на фоне других государств региона».
По поводу утверждений депутата Цырди, касающихся роли Майи Санду в увеличении государственного долга, экспертка уточнила, что в полномочия главы государства не входит получение кредитов: «Глава государства может косвенно повлиять на этот процесс, дипломатическими усилиями добиться открытости от лидеров других стран и международных организаций. Но с процедурной точки зрения, кредитные договоры заключаются правительством и ратифицируются парламентом».
Как менялся государственный долг с годами
Согласно официальным данным, предоставленным Министерством финансов, самый большой рост государственного долга зарегистрирован в 2016 году – свыше 17 миллиардов леев или более чем на 50%. Тогда госдолг по отношению к ВВП вырос от 22,8% в 2015 году до 31,9% в 2016 году. Другой существенный скачок, который, однако, Богдан Цырдя обходит вниманием, был зарегистрирован в 2020 году, когда Республикой Молдова правили сначала большинство ПСРМ-ДПМ, затем ПСРМ-Партия «Шор» (неофициальный альянс - прим. ред.), а главой государства был лидер социалистов Игорь Додон. В том году государственный долг вырос на 15 миллиардов леев, то есть, в среднем ежемесячно на 1,25 миллиарда леев, а по отношению к ВВП – от 25,6% в 2019 году до 34% в 2020 году.
Источник: Министерство финансов
Цырдя в числе «чемпионов» по фейкам
Депутат Богдан Цырдя один из самых активных распространителей фейков среди депутатов Парламента Республики Молдова. В последние годы он дезинформировал о: НАТО, войне России против Украины, неправительственных организациях и сельском хозяйстве, - голословные утверждения и домыслы, которые были опровергнуты журналистами портала Stopfals.md. Зато в своих постах и выступлениях Цырдя неизменно стремится хвалить Россию и политику Кремля.
Богдан Цырдя один из «чемпионов» по фейкам, распространенным и в 2023 году - он не менее пяти раз был «героем» статей портала Stopfals.md в течение прошлого года.
Марианна Колун,
Stopfals.md
Ты oбнаружил(а) фейк в средствах массовой информации или в социальных сетях?
Сообщи об этом на https://semnale.stopfals.md/ru
Релевантно
Комментарии 0